Почти сорок лет своей жизни отдала работе в учреждениях культуры З.А. Лукьянова. Человек она творческий не только по профессии, но и по душе, по сердцу, по складу характера. Многие сельские жители помнят группу работников районного отдела культуры, чьи песни звенели в страдную пору на лугах и нивах Арзамасского края, на фермах и в сельских клубах. В составе этой передвижной агитбригады была и Зинаида Александровна. А становление и первые успехи всеми любимого и очень известного народного вокального ансамбля «Золотаюшка» стали важной вехой и в работе, и в творческой жизни как для коллег З.А. Лукьяновой, так и для нее самой. Но самые главные итоги работы Зинаиды Александровны – многочисленные выпускники ее творческих коллективов, а она руководила детским хором в Шатовском ДК численностью в шестьдесят человек, взрослым хором в тридцать человек, создала фольклорный коллектив, который до сих пор, как и тридцать лет назад, трогает своими песнями души и сердца односельчан. Более десяти лет Зинаида Александровна возглавляла Шатовский Дом культуры, в котором всегда кипела жизнь, работали кружки, ансамбли, развивались народные ремесла, работали музыкальная школа, детский театр и так далее.
Недавно мы узнали очень приятную новость: З.А. Лукьяновой было присвоено звание заслуженного работника культуры России. Мы очень рады этому известию, потому что человек это звание по-настоящему заслужил. Рады и поздравляем с признанием заслуг. Сегодня З.А. Лукьянова – гость нашей редакции.
– Зинаида Александровна, начнем с воспоминаний детства. Вы были творческим ребенком?
– Не то слово. Очень любила петь. Помню, в школе, в классе пятом-шестом, вызывал меня с уроков в кабинет директор, а там уже ждали организаторы сельских творческих, как сейчас принято называть, тусовок: заворачивали меня в тулуп, сажали на сани и возили по красным уголкам, по фермам, где я давала сольные концерты. Видать, нравилось мое пение дояркам, а я старалась вовсю. Жили мы тогда в Починковском районе в поселке недалеко от Ужовки.
– Когда вы решили посвятить себя клубной работе, и как судьба привела вас в Шатовку?
– О другой я никогда и не мечтала. Всегда хотела заниматься только этим. В Шатовку переехали мои родители. У нас закрыли молокозавод, на котором работал отец. Я как раз оканчивала школу, брат учился в шестом классе, родителям надо было думать о дальнейшей судьбе и учебе детей. Прослышали, что в Шатовке ведется большое строительство, много работы для мужских и женских рук, и родители переехали. С тех пор я здесь. После окончания школы поступила в Борское училище на хоровое отделение, откуда приехала уже семейным человеком и с дипломом клубного работника, руководителя самодеятельного хорового коллектива. Вся моя жизнь связана с Шатовским ДК, с жителями села. Но я ни разу не пожалела о своем выборе.
– Начало деятельности: как было и как стало?
– Перед нами ставили конкретные задачи: вовлечь в творческую деятельность как можно большее число жителей села, сохранять народные традиции, песни, обычаи. У нас были крупные хоровые коллективы. Например, у меня в детском хоре пели шестьдесят детей, во взрослом – тридцать. Все были одеты в костюмы, мы выступали и в своем совхозе «Культура», и в других населенных пунктах района, были участниками творческих конкурсов и фестивалей областного уровня. Помню, как создавали фольклорный коллектив. Заранее разузнала, кто хорошо поет, разослала всем приглашения на встречу за подписью председателя сельского совета. Люди в один из зимних вечеров пришли в Дом культуры, а здесь их ждал стол с кипящим самоваром и угощением. Сначала беседовали, потом стали вспоминать старые песни, запели. Так организовался костяк ансамбля в составе сестер Кондратьевых – Прасковьи, Нины, Тамары и их невестки Александры. Все женщины голосистые, у них пела вся семья. Из сестер в живых сейчас осталась одна Тамара, в этом году ей исполнилось 92 года. Именно их песни мы стали разучивать с ансамблем.
Тогда было проще работать в материальном плане. Помогал совхоз. Надо баян – пожалуйста, костюмы, обувь для танцоров и хоров – пожалуйста. До сих пор мы храним эти костюмы как реликвии и даже некоторые используем для выступлений на концертах. Сегодня гораздо сложнее: заработал – приобрел, не смог заработать, танцуй в чем есть. Но, тем не менее, коллективы у нас одеты-обуты, изыскиваем средства, зарабатываем, в том числе платными концертами. Детей, желающих посещать творческие мастерские, очень много, хотя сегодня занятия и платные, не у всех родителей есть возможность их оплачивать. Будем решать эту проблему, искать спонсоров. Много желающих заниматься в кружке сольного пения, пополняется фольклорный коллектив, хочется создать женскую вокальную группу, буду этим заниматься. Жаль, что сегодня начинают изживать себя народные музыкальные инструменты, баян, например. Все больше стали использовать в качестве музыкального сопровождения фонограммы. А какая ж народная песня без баяна? Стараемся в концертные программы включать как можно больше музыкальных номеров с этим инструментом и будем продолжать это делать.
Несмотря на экономические трудности (а они не только у нас, во всей стране), работать сегодня даже интереснее: вырос уровень технической оснащенности, появились новые технологии, к нам приходят очень продвинутые дети в этом плане.
– 2014 год – Год культуры. Как, на ваш взгляд, он должен проводиться и каким он был для вас?
– Очень плодотворным и в творческом плане, и в материальном. Самое главное то, что нам капитально отремонтировали Дом культуры, который стал настоящим храмом искусства. Теперь здесь прекрасные условия для работы. Таких даже в городе нет. Спасибо за это огромное районному отделу культуры и лично главе района М.В. Рыбину.
– Стал ли ваш Дом культуры для жителей Шатовки местом, куда хочется прийти?
– Все сельские мероприятия шатовцы очень любят, зал наш на 400 мест в дни концертов, фестивалей, конкурсов и так далее всегда заполнен до отказа. Ведь на сцену выходят наши дети, внуки, соседи, коллеги, односельчане. ДК стал настоящим центром культуры и потому, что здесь проходят все занятия творческих мастерских, здесь находятся библиотека, центр ремесел, музыкальная школа, спортзал. Дом культуры никогда не пустует.
– Что должен уметь культработник на селе?
– Мы получаем дипломы, где в графе специальность на первом месте стоит «клубный работник», это означает, что наши специалисты должны уметь все: и танец поставить, и спектакль, песенный коллектив подготовить, и вечер провести, и сценарий к празднику написать. Всем этим мы и занимаемся. Все мои коллеги больны работой. Дом культуры для всех нас стал вторым домом: для Людмилы Мельниковой, супругов Чиняевых, Александра Земскова, Анатолия Ивановича Тимошкина. С ними мы вместе не один десяток лет.
– Работа для вас всегда в радость? А когда не в радость?
– Работа для меня все. Бывали в жизни моменты, когда плохо было на душе. Но когда выходила на сцену, а на меня смотрели глаза детей, моих воспитанников, все проблемы забывались. Творчество, песня, музыка лечат любое душевное состояние. Я не знаю, как бы жила без любимой работы. Административная мне не так интересна, как творческая.
– Ваш выбор: чем проще, тем лучше или чем сложнее, тем интереснее?
– Все зависит от ситуации. Если это касается одежды, например, то мне больше нравится простая одежда, а вот в работе интереснее, когда есть возможность роста, приходится что-то новое осваивать.
– Ваш творческий девиз?
– Лучше можно, хуже нельзя. Постоянно поднимать планку в творчестве или хотя бы пытаться это сделать. Нельзя стоять на месте. И хотя мы растим не профессионалов, стараемся, чтобы наши коллективы выглядели достойно. Задача, которую решают клубные работники на селе, – искать талантливых людей, привлекать к творчеству как можно большее количество людей всех возрастов. Ведь без творчества жизнь неинтересна и скучна, оно дает человеку возможность проявить свои таланты, самореализоваться, а молодежь помогает уберечь от неверных шагов в жизни.
– Кроме работы есть другие увлечения и пристрастия?
– Песня – это самое главное мое увлечение. Кроме того люблю делать самые разные заготовки из овощей и фруктов, копаться в саду.
– Лампочки дома часто перегорают? Как справляетесь с домашними проблемами, любите заниматься домашним хозяйством?
– Наводить порядок в доме – это моя болезнь. Постоянно тру, убираю. Справляюсь, насколько могу.
– Повлияла ли профессия на ваш первоначальный характер?
– Думаю, да. Я в детстве была довольно закомплексованным человеком и сейчас не отличаюсь большой уверенностью в себе. Но научилась отстаивать свое мнение, особенно когда уверена, что права.
– Источник вдохновения?
– Песня, мои ученики, многие из которых добиваются успеха и в жизни, и в творчестве.
– Какие люди вам интересны?
– Каждый человек интересен по-своему. Мне кажется, что вообще нет ничего интереснее человека.
– Во что верите больше всего?
– В жизнь, в то, что она прекрасна.
– Чем особенно дорожите?
– Отношениями с детьми, близкими, друзьями, односельчанами.
– Вы красивая женщина. Это помогало или мешало вам в жизни?
– Какой-то особой красавицей себя не считаю, но уверена, что среди красивых людей больше несчастливых. Даже песня есть на эту тему: жить на свете очень трудно некрасивой, а красивою еще труднее быть... Песня это жизнь: двумя строчками все скажет.
– Вы откровенный человек? Откровенность – это, по-вашему, положительная или отрицательная черта?
– Откровенный и даже слишком. Не могу все держать в себе, мне спокойнее с кем-то поделиться проблемой. Иногда это мешает. Просто нужно стараться не переходить определенную черту, за которой будет не откровенность, а уже болтливость.
– Есть выражение «чешутся руки». На что у вас руки чешутся?
– У меня не руки чешутся, а охватывает азарт, сердце трепещет, когда, например, я готовлю какой-то сценарий и хочется найти изюминку, кульминационный момент, который бы задел за живое зрителей.
– Как восстанавливаете душевные и физические силы?
– Видели бы вы меня недавно, как я шла домой из сада и несла два ведра и ведерную сетку с овощами. Хотела еще прихватить мешок, но рук не хватило. Так что тут не до душевных терзаний. Когда все дела переделаны и я ложусь спать, вот тогда понимаю, как я устала за день.
– Вы сентиментальный человек, можете любоваться букашкой какой-нибудь, травинкой?
– О, да! Не успею грядки засеять в огороде, уже жду, когда росточки нежные появятся. Постоянно жду, разглядываю грядки. Вообще я очень люблю землю, никогда не надеваю перчаток, когда работаю: я должна ее чувствовать.
– Поэзия жизни. Находите вы ее в своей жизни?
– Поэзия жизни – сама жизнь и есть. Как сказал наш земляк поэт А.И. Плотников, «есть на земле одно лишь чудо, и это чудо – жизнь сама».
– Пройдена довольно большая ее часть, в которой были и много счастья, и трудности. О чем вы сожалеете больше всего?
– Кто-то сожалеет о том, что денег не скопил на старость, кто-то о том, что не признался в любви из-за страха, что ему не ответят взаимностью. Я сожалею о том, что мало внимания уделяла детям, когда они были маленькими.
– Что бы вы пожелали молодым работникам культуры?
– Учиться совмещать работу и семью. Не останавливаться на достигнутом, идти только вперед. Высоко держать творческую планку.
Подготовила С. Александрова. Фото Н. Чуркина.
О собеседнике
Заслуженный работник культуры России З.А. Лукьянова работает в Шатовском ДК почти сорок лет. За эти годы воспитала огромное количество талантливой молодежи. Ее коллективы становились победителями и лауреатами творческих конкурсов, фестивалей, постоянно подтверждают звание народных. В составе народного ансамбля «Золотаюшка» побывала с концертами в Италии, Москве, Самаре, Н. Новгороде, других городах России, также участвовала в конкурсах и фестивалях разного уровня. «Золотаюшка» – это для души», – говорит Зинаида Александровна.