|
-
-
Качество образования. Что более всего влияет на этот показатель: количество учеников, внедрение новейших технологий в образовательный процесс, личность учителя. Об этом мы попросили высказать свое мнение начальника управления образования Арзамасского района Н.И. Сивкову.
-
– Нина Ивановна, вот уже пять лет как главным показателем качества образования у нас служит Единый государственный экзамен, а также Государственная итоговая аттестация. Однако продолжаются дебаты вокруг этих форм сдачи экзаменов. Во-первых, обсуждается вопрос подготовки к ГИА и ЕГЭ: дескать, школьники выпускных классов перестают заниматься (уже за год или два) другими предметами, кроме тех, которые им предстоит сдавать. Вся учеба сводится к «натаскиванию» к ЕГЭ. И каков результат? Даже лучшие ученики, даже медалисты могут не знать, например, элементарных вещей: скажем, какой город является столицей Испании и тому подобное. Не умеют рассуждать, потому что не готовятся и не пишут на экзаменах сочинение, как это было раньше.
-
– К единому госэкзамену я отношусь спокойно. Считаю, что это более объективный метод проверки знаний. Разве не было нареканий в былые времена на процедуру проведения экзаменов? Разве не было «вытягивания» на этих экзаменах и отличников, и троечников? Сейчас результат, полученный учеником на экзамене, не зависит от отношений ученика и учителя, а только от знаний экзаменующегося.
-
Не вижу ничего плохого в том, что все силы школьники в последний год учебы сосредотачивают на подготовке к ЕГЭ. Они углубленно начинают изучать предметы, которые им пригодятся в дальнейшем, при этом учатся работать самостоятельно: писать рефераты, доклады, исследовательские работы. У ребят появляется заинтересованность в том, чтобы участвовать в различных конкурсах по избранному им профильному предмету. Вот посмотрите, в этом году в нашем районе около 50 школьников участвовали в конкурсе имени В.И. Вернадского, более ста – в различных интернет-викторинах и конкурсах. А что толку в знаниях, которые тебе не нужны, которые в будущем тебе нигде не пригодятся. Если я не люблю, скажем, химию, творчески к этому предмету я уже относиться не буду, изучать что-то помимо школьной программы не захочу, в лучшем случае могу что-то вызубрить, чтобы впоследствии без сожаления забыть.
-
Сегодня цель педагога не наполнять ученика наибольшим количеством знаний обо всем, а сформировать в нем такие качества, которые позволят ему в течение жизни в разных сферах деятельности, в разных условиях проявить свои интеллектуальные способности, свой творческий потенциал. Какие это качества? Умение работать в социальных сетях, извлекать необходимую информацию, обобщать ее, оформлять результаты своей работы, это также и умение работать в группе, в коллективе, адаптироваться в социуме, быть юридически грамотным и законопослушным гражданином и многое другое.
-
Мы живем в совершенно ином, отличном от прежнего, веке информационных технологий. И качество образования сейчас напрямую зависит от того, насколько этими технологиями владеет учитель, в каком объеме этими технологиями обеспечены наши образовательные учреждения. Поэтому все внимание сейчас сосредоточено на модернизации образования. В нашем районе наряду с другими районами области и всей Российской Федерации разработан большой комплекс мер, которые реализуются как за счет федерального, так и областного и местного бюджетов. В нынешнем году, например, на приобретение современного оборудования (учебно-лабораторного, мультимедийного, компьютерного, для школьных столовых, для приобретения транспортных единиц, пополнения фонда школьных библиотек) было выделено 13124600 рублей. Все они освоены. Наличие компьютерной техники у нас соответствует среднеобластному: один компьютер на семь учащихся.
-
В понятие «модернизации» входит и доступность образовательных услуг. Это достигается путем реализации такого регионального проекта, как «Школьный автобус» (в настоящее время в автопарке наших образовательных учреждений 28 транспортных единиц) и за счет проекта «Организация и методика дистанционного обучения детей-инвалидов». В этом направлении хорошо работают Красносельская и Выездновская школы.
-
Далее система повышения квалификации специалистов – это также одна из составляющих комплекса мер по модернизации образования. Здесь внедряются различные модели повышения квалификации и переподготовки педагогов: дистанционная, каскадная, накопительная, через интернет-конференции.
-
– Но не потеряются ли в процессе модернизации образования, интенсивного внедрения новейших технологий человек. Литература, например, всегда считалась учебником жизни. На уроках дети учились вместе с учителем рассуждать, облекать свои мысли в слова и устно, и письменно. Сейчас на экзаменах по литературе дети не рассуждают, а решают тесты.
-
– Наверное, стоит предоставить школьникам право выбора формы сдачи экзаменов по литературе и истории или традиционным способом, или же через систему ЕГЭ. Но я сомневаюсь, что это решит общую проблему неумения наших детей грамотно выражать свои мысли и рассуждать. И это проблема не образования и причины тут не в ЕГЭ. Это проблема современного общества, на которое ежедневно обрушивается огромный поток информации, и с ней надо человеку как-то справиться, усвоить, уложить в клеточках мозга, поэтому формируется у детей, молодежи, у многих взрослых клиповое мышление. Человек запоминает что-то яркое, как правило, не через слова, а через картинки, иногда улавливает в информации суть, иногда что-то совершенно бесполезное. И поэтому сегодня мы знаем все обо всем, но очень поверхностно. Вектор наших знаний направлен не вглубь, а вширь. Не только у взрослых, но и у детей нет сегодня желания, а часто и возможности побыть наедине с собой, отстраниться на какое-то время от повседневной суеты, серьезно о чем-то задуматься и поразмыслить
-
– И это плохо?
-
– А что делать? Таков ритм современной жизни, надо в нем жить, ему соответствовать. Если и может этому что-то противостоять, то только семья. Но это уже тема для отдельного разговора.
-
– Компьютерные классы, интерактивные доски и прочие атрибуты модернизации сейчас практически в каждой сельской школе. Почему же тогда в школах, где мало учеников, качество знаний ниже, чем в школах с большой наполняемостью? Ведь, казалось бы, если в классе 3 – 4 ученика, то учитель по сути становится репетитором, и знания у учащихся должны быть в таком случае и более глубокие, и более прочные.
-
– Надо признать, что по итогам «срезовых» (контрольных) работ и по результатам Государственной итоговой аттестации в малокомплектных школах качество знаний учащихся «хромает», ниже среднего показателя по району. Причина, считаю, в том, что учителя, как правило, неместные, приезжают в школы не работать, а зарабатывать. Руководителям образовательных учреждений впредь надо более ответственно относиться к подбору кадров. В школе должны работать люди, преданные своему делу, надо искать таких людей, создавать им хорошие условия, заинтересовывать в результатах своего труда, всячески помогать им.
-
– Почему в старших классах, бывает, ученик вдруг меняет родную школу на ту, что в соседнем селе, где качество образовательных услуг, казалось бы, ничуть не выше?
-
– Это объясняется просто. В старшем звене у нас во многих школах организованы профильные классы. Где-то экономический, где-то математический, где-то гуманитарный. Поэтому переход в другое образовательное учреждение на последнем этапе учебы чаще всего связан у ребят с подготовкой к поступлению в вуз. Они выбирают не школу, а профильный класс. Есть единичные случаи, когда родители возят детей в городские школы с углубленным изучением тех или иных предметов.
-
– Как оценивают родители учащихся качество образовательных услуг в школах района и на каком уровне наши школы по этому показателю в области?
-
– Специалистами управления образования был проведен в прошлом году соцопрос о качестве образовательных услуг. В итоге 87 процентов опрошенных качество услуг удовлетворяет полностью.
-
Единый госэкзамен наши школьники сдают без двоек, увеличилось в последние годы количество участников, призеров и победителей областного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Два учителя в минувшем году стали победителями конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование», еще два педагога получили грант губернатора.
-
В 2012 году система образования Арзамасского района в областном рейтинге значилась на 9-м месте. Это неплохо, но работать есть над чем. Например, из 388 учителей-предметников высшую категорию имеют пока 12 процентов, что на 2,6 процента ниже областного показателя, и резервы для повышения этого показателя у нас есть. Следует также расширить нашим школам сотрудничество с вузами, сохранить уже имеющиеся и создавать новые экспериментальные площадки на базе школ, что помогает реально поднять уровень обучения и воспитания в образовательных учреждениях.
-
Активнее следует участвовать нашим педагогам в различных конкурсах: муниципальных, региональных, всероссийских, которые являются хорошим стимулом для повышения профессионального мастерства.
-
Л. МАРИНИНА. Фото из архива управления образования.
|
|