|
-
С 1 сентября вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Что ждет педагогов, учащихся и их родителей после его принятия, об этом мы попросили рассказать заместителя начальника управления образования районной администрации И.В. Зубкову.
-
– Ирина Викторовна, имеются ли какие-то принципиально новые положения в новом законе?
-
– Принципиально новым является введение понятийного аппарата: текст закона начинается с объяснения, что такое образование, воспитание и так далее. В новом законе введен термин «образовательная организация» вместо прежнего «образовательное учреждение» (последний термин устарел и не соответствует Гражданскому кодексу РФ). Впервые в законе прописаны понятия сетевого, дистанционного, семейного обучения, которые могут быть использованы на всех уровнях образования. Закреплены обязанности и ответственность обучающихся, родителей (законных представителей), их права, права и обязанности педагогов.
-
– Дошкольное образование теперь включено в систему общего образования. В чем суть этого новшества?
-
– Основной задачей детского сада будет не просто научить детей читать, считать, писать, а подготовить к школе так, чтобы они хотели учиться, причем ни в коей мере это не должно быть копией начального школьного образования. По новым госстандартам дети будут обучаться в игровой форме. При этом никаких итоговых экзаменов либо других каких-то форм оценки знаний детей не предусматривается. Обучение в детском саду будет бесплатным, но родителям как и прежде придется платить за питание детей и их присмотр.
-
– А какие новые права появятся у обучающихся?
-
– Ученики сами смогут выбирать учебный график и совмещать школьное обучение с семейным. Закон установил право применять в образовании дистанционные и модульные технологии. Ученик может обучаться по индивидуальным планам и одновременно осваивать несколько программ в разных учебных заведениях (ст. 34). Это так называемая «кредитно-модульная система», широко распространенная на Западе. Подобные формы обучения выгодны тем, кто занимается спортом, музыкой, искусством. Индивидуальный график рассчитан также на школьников с ограниченными возможностями.
-
– ЕГЭ новый закон не отменяет?
-
– ЕГЭ сохранится. Его результаты будут действительны 4 года после получения свидетельства. Раньше этот срок составлял 18 месяцев. Экзамены можно пересдавать ежегодно, выбирая для поступления в университеты наиболее высокие результаты. А со временем ЕГЭ можно будет сдавать в режиме онлайн, не выходя из дома.
-
– Об оплате труда педагогов в законе тоже есть строка?
-
– Зарплата учителя по новому закону не должна быть ниже средней зарплаты по промышленности в конкретном регионе. Педагогам, проживающим в сельской местности, будут компенсироваться расходы на оплату жилья, освещения и отопления. Если они проживали и работали в селах более 10 лет, новый закон гарантирует им сохранение социальной поддержки даже после выхода на пенсию.
-
И еще один важный момент. Сельские школы по новому закону можно будет закрыть только с учетом мнения местных жителей.
-
– Обучение в школах будет по-прежнему бесплатным?
-
– Законом гарантировано бесплатное освоение учебных программ в соответствии с Федеральными государственным и образовательными стандартами, обеспечение учебной литературой (ст. 35).
-
– Какие льготы предоставляет новый закон детям с ограниченными возможностями и детям-сиротам?
-
– Закон предусматривает переход к инклюзивному образованию, это означает, что дети с ограниченными возможностями смогут учиться в обычных классах с другими детьми. А вот дети-сироты будут лишены части своих льгот. Теперь они будут поступать в вузы по конкурсу.
-
Вместо права на поступление в вуз вне конкурса теперь будут такие формы господдержки, как прием в пределах квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний, бесплатное обучение на подготовительном отделении, преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.
-
Этими льготами могут пользоваться дети-инвалиды и инвалиды первой и второй групп (они будут иметь право на все перечисленные формы поддержки), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (получат право на бесплатное обучение на подготовительном отделении госвуза или преимущественное право на зачисление), и другие категории граждан, имеющие сейчас льготы на поступление в вуз в соответствии с федеральным законодательством.
-
– Как вы оцениваете все эти новшества?
-
– Спешить с выводами не будем, так как к данному закону будет принято еще 190 подзаконных актов. И муниципалитету, и школам предстоит принять ряд правовых актов, которые будут регламентировать деятельность образовательных организаций, определять меры социальной поддержки обучающихся, утверждать порядок обеспечения определенных гарантий, определять нормативные затраты на оказание муниципальных услуг в сфере образования и многое другое.
-
Кстати
-
Новые принципы финансирования образования
- В документе прописаны нормативы работы образовательных учреждений и принципы финансирования. Теперь учебное заведение будет финансироваться не по статусу, а исходя из объема оказываемых услуг. Под эти нормы подпадают не только государственные, но и коммерческие образовательные организации.
-
Уходит в прошлое деление на виды учебных заведений
- Если раньше существовали школы с углубленным изучением чего-либо, гимназии, лицеи и другие виды, то в той системе, например, лицей не мог давать программу гимназии. Теперь этих разграничений и ограничений нет. Набор услуг в учреждении образования будет таким, который необходим населению. А в названии могут сохраняться слова «гимназия», «лицей» и т. п.
-
Система образования переходит на принципы прозрачности и доступности
-
Для учебных заведений определен порядок размещения и обновления информации на сайтах. Теперь наши школы и вузы избавлены от необходимости предоставлять пакеты документов различным надзорным учреждениям и иным организациям. Большую часть нужных данных можно будет получить, заглянув на сайт заведения.
-
-
Закон предусматривает независимую оценку качества образования
- Здесь немалая роль отводится родительским комитетам. Например, прописана глава о конфликтных комиссиях, которые призваны разрешать спорные ситуации между школой, учениками и родителями.
-
Статус педагога теперь закреплен на законодательном уровне
- В законе прописаны права и свободы педагога, меры его поддержки со стороны государства. Например, уровень заработной платы теперь в каждом субъекте будет не ниже рыночной по экономике субъекта. Однако прописаны и требования к учителям: повышение качества труда, формирование профессионального кодекса чести педагога.
-
Закон устанавливает требования к одежде школьников
- Решение о конкретной школьной форме принимает само учебное заведение вместе с родительскими комитетами. Социально незащищенные категории населения получат поддержку от государства в виде субсидий на покупку формы и спортивной одежды. Также сейчас стоит задача формирования специальной торговой сети по продаже школьной формы без наценок.
|
|